Лечим по-человечески!
(067) 986-29-64 (050) 520-06-76(093) 466-02-12
ДОМИНАНТА
ОЗВЕРЕВШИЕ ЦЕНЫ
Контакты
Лечение пироплазмоза
Лицензия
 

Получить совет!

Чугуевская ветклиника "Ласка"


 

10.05.2015

Хапровский комплекс ч.1

Рубрика: Звери
Автор: admin


Остатки животных хапровского комплекса встречаются довольно часто на территории юга Европейской части СССР (от Дуная и Прута до Каспия).

Опорный разрез отложений, с которым связано выделение хапровского комплекса, находится на северном побережье Азовского моря близ Ростова-на-Дону.Планомерное изучение отложений и фауны млекопитающих было начато в 1932 г. В 19 34 г. В.И.Громовым (1948) в одной из балок около ст.Хапры был описан следующий разрез (сверху вниз):

1.    Современный почвенный горизонт………. . .    0,3

2.    Суглинок светло—палевый, комковатый, пористый, с частыми кротовинами в нижней части ……………………0,2

3.    Красно—бурые глины, комковатыз, с характерным глянцем в плоскостях отдельностей. Содержат большое количество известковых мергелистых конкреций (скифская толща) . . .    2—5

4.    Глина светло—зеленоватая …. ……..    2,0

5.    Пески кварцевые, белые, яснослоистые, местами диагональнослоистые. Содержат гальку преимущественно кремнистых пород. В нижней части куски окатанного и неокатанного известняка, подстилающего эти пески. На границе с коречными породами скопления костей крупных млекопитающих: Mastodon arvernensis, Hipparion sp., Elephas aff. planifrons и др. (Громов, 1948).

uhjpysqРис. 4. Зарисовка разреза в районе местонахождения остатков древнего слона рода Archidiskodon в Соленой балке, в окрестностях г. Грозного (Pavlow, 1931)

Пески слоя 5 и приуроченные к ним линзы галечников слагают наиболее высокую террасу северо-восточного Приазовья. Их относили к верхнему плиоцену (Громов, 1933а, 1948; Хохловкина, 1940; и др.). В схеме 1957 г. В.И.Громов поместил их в нижней эоплейстоцен. Цоколь террасы сложен морскими отложениями сарматского, мэотического и понтического возраста (Байгушева, 1968).

Уже несколько лет вся площадь песков в карьерах у ст.Хапры практически выработана. Хапровские слои, содержащие тот же комплекс фауны, что и в опорном разрезе, широко вскрыты в Ливенцовском карьере, расположенном к востоку от Хапров (ближе к Ростову—на—Дону).

В Ливенцовке толща хапровских песков имеет значительно большую мощность (до 10—18 м). Эго белые и желтовато—белые пески, кварцевые, косослоистые, в нижней части сильно обогащенные галькой кремнистых пород и участками сильно ожелезненные.

В нижней трети толщи встречаются крупные линзы галечников, нередко превращенные в довольно плотные плиты конгломерата. Именно к этой части толщи и приурочена основная масса костных остатков крупных млекопитающих.

Так же как и в Хапрах, в Ливенцовке находят в основном разрозненные кости. Лишь изредка встречаются части скелета, частично сохранившие анатомический порядок. В 1956 г. рабочими карьера был найден скелет слона, сильно разрушившийся при его извлечении.

В коллекции ГИН № 270 хранятся обломок черепа с четырьмя зубами, обломок лопатки и обломок малой берцовой кости от этого скелета. Наиболее полный список видов ливенцовской фауны установлен В.С.Байгушевой (1971): Canis sp., Meles sp., Lutra sp., Crocutc sp.., Machairodus sp., Felis (Lynx) sp., Anancus arvernensis ( A. alexeevae), Archidiskodon gromovi, Equus cf. bressanus, E. cf. stenonis, Dicerorhinus cf. etruscus, EI a smother ium caucasicum, Pa-racamelus kujalnensis, Eucladoceros dicranios, Cervus cf. elaphus, Cervus (Rusa) sp., Cervus philisi, Сervodama pontoborealis, Libralces sp., Gazellospira torticornis, Gazella sp., Bos (или Bison) sp.

Хапровский комплекс отвечает довольно длительчому отрезку времени. В его развитии отчетливо выделяются две стадии. Фауна Хапров и Ливенцовки соответствует ранней стадии. Второй этап развития комплекса характеризуют фауна Жеваховой горы близ Одессы и, возможно, фауна псекупского разреза на Северном Кавказе.

Вероятно, эти две стадии можно рассматривать как самостоятельные комплексы, но на данном этапе изучения крупных млекопитающих их выделение преждевременно (Алексеева, 1967а). Имеется другая трактовка стратиграфических рамок хапровского комплекса, согласно которой к хапровскому комплексу относятся только фауны типа Хапров и Ливенцовки (подробнее об этом см. ниже).

Местонахождения фауны ранней стадии известны в ряде пунктов Северного Кавказа. Прежде всего следует остановиться на группе местонахождений в окрестностях г.Грозного. В 1929 г. В.В.Меннер нашел в Соленой балке (карьер в районе старых промыслов треста «Грознефть») нижнюю челюсть и кости скелета слона, которого М.В.Павлова (Pavlow, 1931) определила как Elephas cf. planifrons Falc.

Сейчас склоны балки Соленой не имеют хороших обнажений. Об отложениях, вскрывавшихся в выемке карьера, можно составить представление по имеющемуся описанию (Pavlow, 1931). Низы разреза (рис. 4) представлены песчанистыми глинами акчагыла с Cardium dombra и Mactra subcaspia.

Для верхней части толщи характерны мощные линзы песка и песчаника. В этой части разреза С.dombra исчезает. Здесь, в одной из песчаных линз, непосредственно на нижележащих серых глинах и были найдены кости слона». Костеносный горизонт перекрыт глинами, выше которых идут пески, датируемые по находкам дрейсенсий апшероном.

В окрестностях Грозного известно еще несколько местонахождений остатков слона A.gromovu В карьерах у пос.Зерносовхозского и в районе триангуляционного пункта «Гунюшки» обнажена континентальная толща галечников и серых песков с богатым содержанием туфогенного материала (пепельно—серая толща). В галечниках этой толщи (в ее нижних частях) встречаются кости и зубы слона типа Agro-movi.

Эта континентальная толща лежит на морском акчагыле и датируется в широких пределах как акчагыл — апшерон (Хуциев, 1939). В разрезах этой толщи в карьерах Черноречья (правобережье р.Сунжи) видно, что для песков в целом характерна хорошо выраженная косая слоистость. Костеносные линзы галечников и конгломератов приурочены в основном к ее нижней части. Вся серия осадков дислоцирована (угол падения около 20—25°).

Недалеко от этих карьеров, в обрывах р.Сунжи, А.А.Стеклов (1966) описал весь разрез с датировкой горизонтов по моллюскам и отчасти по остракодам. Костеносная часть разреза карьеров Черноречья отвечает примерно концу акчагыла и началу апшерона.

Точно возраст костеносных линз установить пока не удалось, так как граница акчагыла и апшерона там отбивается условно по преобладанию характерных видов дрейсенсий и остракод.

В Краеведческом музее и на кафедре палеонтологии Грозненского нефтяного института хранятся остатки костей и зубов, найденные в различных местонахождениях окрестностей Грозного (Шерстюков, 1954). Просмотр их показал, что они принадлежат животным хапровского комплекса (Anancus arvernensis, Archidiskodon gromovi, A. cf. meridionalds, Dicerorhinus etruscus, Bison sp., Equus stenonis).

В полостях костей нередко сохранены остатки серых песков, позволяющие думать, что кости происходят из отложений пепельно—серой песчано—галечниковой толщи, о которой речь шла выше.
На Северном Кавказе древние аллювиальные отложения развиты очень широко в зоне Кубанского прогиба. В восточной части ее, испытавшей в это время значительное прогибание, в акчагыле и начале апшерона откладывались мощные толща аллювия, материал которого выносился со склонов Кавказа.

Во второй половине апшерона и к концу его амплитуда опускания значительно снизилась. В осадках стал преобладать глинистый материал. Е.М.Великовская (1960) сочла возможным разделить континентальный верхний плиоцен на две толщи: нижнюю (существенно галечниковую) — верхний акчагыл и нижний апшерон и верхнюю (существенно глинистую) — верхний апшерон.

Н.А.Лебедева (1963), изучавшая континентальные отложения Азово-Кубанского прогиба с целью их увязки с морскими осадками, так же как и Е.М.Великовская, считает, что отчетливо выделяются две крупные пачки. Нижняя представлена грубообломочными породами. Верхняя (апшеронская) отличается большой тонкостью осадков. Для ее верхних горизонтов характерно развитие пестроцветных (существенно красно—бурых) глин.

К ранней стадии хапровского комплекса можно отнести местонахождение у ст. Андрее—Дмитриевское в Армавирском районе (Лебедева, Митин, 1962). Там в акчагыльских отложениях, вскрытых в гравийном карьере, найдены зубы ранней фэрмы Archidiskodon meridionalis.

Зубы сильно стерты, поэтому трудно с полной уверенностью утверждать, что они принадлежат A. gromovi. Возможно, к этому же времени следует отнести местонахождение Камышеваха. Л.К.Габуния и А.К.Векуа (1966в) сближают это местонахождение, с одной стороны, с фауной Косякинского карьера, с другой — с фауной хапровского типа.

Фауна ранней стадии хапровского комплекса известна в ряде мест в западных районах Европчасти СССР. В Молдавии местонахождения этого типа встречаются в аллювии IX террасы Днестра. В районе типичного обнажения IX террасы у с.Ферладяны в карьерах, вскрывающих гравийные пески, неоднократно были найдены кости млекопитающих.

Отсюда М.В.Павловой (1925) был описан зуб Elephas cf. рlanifrons Falc. (= A, gromovi). В трех километрах восточнее, также в аллювии IX террасы, около с.Гыска обнаружены (Чепалыга, 1967) остатки Archidiskodon meridionalis хапровского типа (= A. gromovi) и Mastodon (?) sp. В этих же отложениях у с.Новые Танатары собраны костные остатки Equus cf. stenonis, Leptobos sp., Elasmotherium sp., Archidiskodon sp., Eucladoceros sp., Felis sp.

Костные остатки как в указанных местонахождениях, так и у с.Кобуска связаны с нижней частью аллювиальной толщи. А.Л.Чепалыга (1967) на основании фауны моллюсков этой части толщи сопоставляет ее с верхами акчагыла, с верхним леван-тином Румынии, с отложениями с Potamida tamanensis (Ebers.) на р. Псекупс и с таманскими слоями.

В бассейне Прута фауна раннехапровского типа известна у с.Котловина (Одесская область). Это местонахождение находится на западном берегу оз.Ялпух, в овраге за северной окраиной с.Котловина. Н.А.Константинова (1967) указывает, что песчано—галечниковая толща, вскрываемая здесь, отвечает двум циклам осадконакопления.

Верхняя часть толщи (5г-6 м) представлена желтовато—серыми песками с мелкой галькой. К линзам и прослоям рыхлых галечников приурочены находки костей млекопитающих. Собранная фауна включает следующих животных: Archidiskodon gromovi, Anancus cf. arvernensis, Lycyaenad. lunensis, Felidae gen.?, Equus ex gr. stenonis, Eucladoceros sp., Cervidae gen.?, Gazella sp., Paracamelus cf. kujalnensis, Dolomys milleri, Pliomys cf. hmgaricus, P. ex gr. episcopalis, Mimo-mys praehungaricus, M„ sp., M. cf. stehlini, Cticetus sp., Spalax sp., Allactaga ucrai-nica, Lepus (?) sp., Trogontherium cuvieri, Castoridae gen.?, остатки птиц, рыб и черепах.

Более полный список мелких млекопитающих приведен в работах Л.П.Александровой (1965) и Н.А.Константиновой (1965 а,б, 1967). Состав фауны крупных млекопитающих позволяет сопоставлять Котловинское местонахождение с Хапрами и Ливенцовкой. Н.А.Константинова (1967) считает, что фауна Котловины имеет несколько более древний возраст, чем фауна Хапров. Однако фауна грызунов позволила В.А.Хопачевскому (1969) утверждать синхронность ее хапровской.

Одновозрастные отложения обнажены в карьере, расположенном в 1,5 км к юго-востоку от г.Болград. Здесь вскрыта песчано-гравийная толща, отвечающая верхней части разреза последнего цикла осадков озерно-аллювиальной равнины Палео-Прута (Константинова, 1967, стр. 42).

Среди костных остатков хорошо определимыми оказались обломок зуба Archidiskodon gromovi, имеющий такую же сохранность, как и зубы слона этого вида из Котловины, и обломок рога Gazeilospira torticornis. Эти два вида подтверждают большую близость фауны котловинского горизонта к раннеханровской. G. torticornis — это одна из характерных форм средне-верхнего видлафранка Западной и Центральной Европы. Недавно этот вид найден в фауне Ливенцовки (Байгушева, 1971).

В литературе неоднократно поднимался вопрос о стратиграфическом положении куяльницких отложений окрестностей Одессы. Большинство исследователей выделяют в куяльнике Одессы два горизонта: верхний и нижний. Верхний обнажается по берегам Куяльницкого и Хаджибейского лиманов (подробнее см. ниже). Хорошие обнажения нижнего горизонта имеются в районе с.Крыжановки.

Там вместе с фауной солоноватоводных моллюсков встречены также остатки костей млекопитающих. Фауна мелких млекопитающих изучалась А.И.Шевченко (1963, 1965), В.А.Топачевским (1965) и Л.П.Александровой (1965). А.И.Шевченко (1965) выделила эту фауну в самостоятельный комплекс и предложила для него название куяльницкой. В нем полностью отсутствуют некорнезубые полевки.

Особенно характерны такие формы корнезубых полевок, как Dolomys hungaricus, D. milleri, Mimomys cf. stehlini, М. cf. reidi. Остатков крупных млекопитающих встречено в нижнем горизонте немного. Здесь найдены Vulpes odessana, Hipparion sp. и обломок черепа молодой особи слона.

Благодаря любезности И.Я.Яцко удалось ознакомиться с фрагментом черепа слона, который хранится в Палеонтологическом музее ОГУ. Строение коренных зубов слона из Крыжановки позволяет высказать предположение, что эти остатки принадлежат древней форме слона рода Archidiskodon  (Алексеева, 1969в). А.И.Шевченко (1965) считает, что фауна корнезубых полевок из куяльника Одессы имеет сходство с фауной хапровских песков.

В.А.Топачевский (1969) по фауне мелких млекопитающих синхронизирует фауну Хапров, нижнего горизонта Крыжановки, Котловины, Августовки (Морозовки), Безымянного (Донецкая область). Г.И.Попов (1968) на основании изучения пресноводных моллюсков относит нижний горизонт куяльника Одессы (с. Крыжановка) к верхнему акчагылу.

Как уже отмечалось выше, в развитии фауны хапровского комплекса имели место две стадии. Не всегда удается установить, к какой стадии следует относить то или иное местонахождение хапровской фауны. Очень трудно решить этот вопрос для старых местонахождений, костный материал которых в настоящее время утрачен или сильно разрознен.

Примерами таких местонахождений на Северном Кавказе являются Малгобек, Винодельное, Ачалуки; на Тамани — Дурноселовка; на Украине — Самарская балка (Приазовье), Рипа Скорцельская (низовье Прута) и др. Нередко собранный материал еще не достаточен для точного определения стадии комплекса: Молога (Одесская область), Молочанск, Большой Токмак (Запорожская область), Тишмор на Верхней Печоре (Тимофеев, 1968 а, б).

К поздней стадии хапровского комплекса относится серия местонахождений, связанных с верхним горизонтом куяльника Одессы. В черте Одессы, на западном берегу Куяльницкого лимана, в районе санаториев «Куяльник» и им.Семашко обнажается песчано—глинистая толща, отнесенная к куяльницкому ярусу (Михайловский, (1909 и др.).

В обнажении этой толщи, (известном ранее в литературе как местонахождение в разрезе «лестницы Троботти» на Жеваховой горе, собрана богатая коллекция остатков млекопитающих. Фауна млекопитающих из обнажений горизонта верхнего куяльника собиралась и описывалась целым рядом исследователей (Павлова, 1910; Ласкарев, 1912; Хоменко, 1915; Гапонов, 1948; Яцко, 1959а; Пидопличко, 1956; Шевченко, 1963; Константинова, 1967; Алексеева, 1967а; и др.). Остатки крупных млекопитающих позволили установить следующий состав (Алексеева, 1969а):

А.И.Шевченко, отмечая своеобразие фауны мелких млекопитающих местонахождений в районе Жеваховой горы, выделила ее в одесский фаунистический комплекс. Этот комплекс встречается также в отложениях верхнего горизонта куяльника, обнаженных у с.Крыжановки (присутствуют различные мимомисные формы корнезубых полевок и полевки подрода Lagurodon и рода Аllophaiomys).

Продолжение здесь.



Вас также заинтересует это:

Comments (0)

Комментариев нет

Нет комментариев.

Добавить комментарий





Добавить объявление/Задать вопрос/Доска объявлений/Ветеринария/Карта сайта/Контакты
Схема проезда
Карта Чугуева
Время работы:
пн-пт с 08 до 18
сб-вс с 08 до 14

  • Рубрики

  • Страницы

  • Вход на сайт



  •