22.12.2013
Известный ветеринар
Рубрика: ВетеринарияАвтор: admin
НЕПРОТОРЕННЫМИ ПУТЯМИ
В народе говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот и опять убеждаюсь в точности сконцентрированной в короткой фразе мудрости.
В библиотеке просмотрел десятки книг и брошюр по ветеринарии, написанных академиком ВАСХНИЛ Анисимом Александровичем Поляковым, разговаривал с учеными, аспирантами и все никак не мог представить себе большого ученого, уже во многом легендарного в своем профессиональном кругу, патриарха науки, пока не побывал у него дома.
В общем-то, обычная квартира на пятом этаже блочного дома. В ней множество специальной, художественной, научно-популярной литературы, большое количество книг об искусстве, путешествиях, свидетельствующих о широком круге интересов Анисима Александровича.
Сразу бросается в глаза северный колорит, который придают квартире чучело полярной совы, оленья шкура, различные миниатюры и сцены чукотской жизни, выполненные из клыков моржа.
Заметив мой интерес к Северу, Анисим Александрович оживляется. Он не равнодушен к Чукотке, Северу. Оно и понятно, можно сказать, активная его деятельность, начало в науку положено в далекие, теперь уже легендарные годы, которые провел на Севере.
Родился А. Поляков в самом начале нашего века в таком далеком сегодня 1904 году и был у истоков его бурного развития, полного различных глобальных событий, прошел через все, что нам сегодня известно по истории, суровой, порой блистательной и невероятной. Страна начинала новую жизнь, вспыхнув ярким пламенем революции, когда Полякову было тринадцать лет и жил он в далекой сибирской деревне.
На годы его юности приходится небывалый подъем народной активности, когда вчерашние батраки, бедняки, самые угнетенные слои населения берут власть в свои руки, идут в науку, в политику, проявляют свой дремавший талант во всех сферах жизни.
И вчерашний батрак Анисим Поляков заканчивает вначале Тобольский ветеринарный техникум, а затем ветеринарный институт в Омске. По комсомольской путевке его направляют в Якутию, в один из отдаленнейших его округов — Средне-Колымский. Ему двадцать пять лет.
Сибирский край закалил молодой организм и характер будущего ученого. В тундре в те годы свирепствовали многие болезни у животных. Олени гибли тысячами от инфекционных и инвазионных болезней. Необразованные, во многом невежественные оленеводы с недоверием относились к оленьему доктору. Мешали трудности с медикаментами, нехватка инструментов.
— Знаете,— говорит академик,— был какой-то удивительный энтузиазм у каждого молодого специалиста, комсомольца, подъем необыкновенный, мы по-настоящему чувствовали себя творцами новой жизни.
По полгода кочевали по стойбищам на собачьих упряжках, на лодках по речкам, спали на снегу, и ни болезни нас не брали, ни беды.
В тундре он становится не только оленьим доктором, но и полномочным представителем Советской власти на огромной территории по площади, превышающей Францию, Бельгию и Португалию вместе взятые.
Первые успехи в лечении животных подняли его авторитет среди местного населения, а мандат окружного комитета партии прибавил власть. Вчерашний бартак организует первые выборы в местные советы в округе, низвергает с престола чукотского «царя» — эрема Тынапо. Это особенно укрепляет уважение населения к нему. Все эти события произошли практически в первые полгода его деятельности в чукотском крае.
По возвращении в окружной центр Ани-сима Александровича назначают главным ветеринарным врачом округа, а спустя некоторое время он уже начальник ветеринарного отдела Наркомзема Якутской АССР. А проходит всего год и Анисим Поляков уже старший ветеринарный врач ветеринарного сектора Наркомзема РСФСР, куда его пригласили как опытного специалиста.
Вместе со страной непроторенными тропами-путями приходилось идти и молодому врачу, начинать новое научное направление в нашей стране — ветеринарную санитарию. Проводя исследования в области микробиологии и дезинфекции, Анисим Александрович сумел объединить в единый комплекс многие вопросы ветеринарной санитарии, направив их на разрешение общей важнейшей задачи; обеспечение санитарного благополучия в животноводстве, предупреждение и ликвидацию инфекционных болезней, повышение санитарного качества продуктов и, конечно же, охраны здоровья людей.
Научные рекомендации ученого нашли практическое применение в животноводстве, перерабатывающей промышленности и на транспорте. Под руководством Анисима Александровича разработаны методы дезинфекции различных объектов при многих инфекционных болезнях животных. Он научно обосновал необходимость профилактической дезинфекции помещений ферм.
А. А. Поляковым опубликовано более 370 научных работ, статей, книг, монографий, ему выдано 25 авторских свидетельств. Книги академика переведены на многие языки, пользуются заслуженной популярностью.
Когда Анисим Александрович Поляков в 1934 году возглавил вновь организованную по его же инициативе Центральную научно-практическую ветеринарную лабораторию Наркомзема СССР, страна получала большое количество кожевенного сырья и шерсти из-за рубежа, и особенно из Афганистана, Ирана, Ирака.
Часть кожевенного сырья, поступавшая на наши заводы, была инфицирована возбудителями сибирской язвы. Санитарное состояние перерабатывающих заводов в то время было на низком уровне, отмечали случаи заболевания людей. Анисим Александрович начинает в срочном порядке заниматься этой важнейшей проблемой.
Трудность диагностики сибирской язвы заключалась в том, что в кожевенном сырье было большое количество соли (консерванта). Поэтому перед лабораторией, которую возглавлял А. А. Поляков, стояла задача найти способ определения сибиреязвенного антигена. Одна из сотрудниц предложила вводить в преципитирующую сыворотку такое же количество соли, которое содержалось в сырье.
В лаборатории нашли соответствующие пропорции введения _ соли в сыворотку, изготовление которой было поставлено на промышленную основу. Так был решен вопрос с диагностикой сибирской язвы при исследовании кожевенного сырья.
Профессор А. А. Поляков важное значение придает дезинфекции, как одному из мероприятий в комплексной борьбе с болезнями животных. И главное в этом — сделать ее массовой, постоянной. И ученый с группой своих соратников начинает заниматься разработкой поставленной цели.
Создаются специальные препараты, механизмы. Зарождается специальная установка ДУК (дезинфекционная установка Комарова). Выпуск установок ДУК позволил проводить массовую дезинфекцию животноводческих помещений. А ученый идет дальше, он организует специальные дезинфекционные отряды, в которые входят врач, санитар и шофер.
Затем отряды расширяются, переходят на хозрасчет, становятся самостоятельной группой, которая проводит не только дезинфекцию, но и дератизацию и дезинсекцию.
А. А. Поляков в 1955 году возглавил реорганизованный на базе Государственного института ветеринарной дерматологии Всесоюзный научно-исследовательский институт ветеринарной санитарии (ВНИИВС) и был его руководителем до избрания академиком ВАСХНИЛ в 1967 году.
Перечислить все сделанное в науке академиком невозможно. Но вот еще об одном его детище все же сказать следует. Молоко, получаемое у нас в стране, было очень низкого качества. Санитария на фермах находилась на низком уровне, и молоко первого сорта в целом по стране в начале шестидесятых годов составляло всего 40 %.
С этим мириться было нельзя. В руководимом им институте Анисим Александрович организует лабораторию санитарии молока, которая начинает активную деятельность на фермах. В результате проводимые санитарные мероприятия на фермах начинают давать результаты.
Уже к 1979 году процент первосортного молока поднимается до 72, а к 1980 году до 74 %. Количество несортового молока резко снижается и к 1980 году составляет всего 5,9 %. Для расширения исследований по санитарии молока было организовано Украинское отделение ВНИИВС в Тернополе, в задачу которого входила разработка ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на повышение качества молока.
Академик А. А. Поляков уделяет внимание всем сторонам жизни страны. Его, как истинного ученого, волнуют проблемы и экологии. Работая по дезинфекции почвы, он стремится к тому, чтобы применяемые химические препараты не наносили ущерба природе.
Он поднимает вопрос об утилизации отходов животноводства, выдвигает идею организации перерабатывающих заводов. Его предложения принимаются. Анисим Александрович выезжает в ГДР, где изучает проблемы утилизации отходов животноводства, и, вернувшись, принимает непосредственное участие в строительстве специальных заводов в нашей стране.
У него немало последователей. Под его руководством защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Учиться у профессора приезжают молодые ученые со всех континентов. Совсем недавно под его руководстврм, к примеру, защитили кандидатские диссертации молодые ученые из Венгрии и Польши.
Анисим Александрович внес немалый вклад в подготовку ветеринарных врачей для нашей страны. Его программы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и сейчас используются в учебном процессе на ветеринарных факультетах.
С 1945 года в Московском зооветеринарном институте, а затем в Московской ветеринарной академии на кафедре эпизоотологии он сотрудничает с академиком С. Н. Вышелесским, создав там курс ветеринарной дезинфекции.
Много лет он читал лекции по дисциплине в МВА и МТИММП. После избрания его академиком ВАСХНИЛ организовал в составе ВАСХНИЛ Отделение ветеринарии, которое возглавлял в течение 6 лет.
Анисим Александрович Поляков долгие годы был главным редактором журнала «Ветеринария». И на этом поприще достиг немалого в популяризации достижений ветеринарной науки и практики.
Юбилей— это, конечно, и подведение итогов. И они радуют. Анисим Александрович стоял у истоков советской ветеринарной науки, шел непроторенными путями в жизни, науке. Его труд отмечен орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, он лауреат Государственной премии СССР. Только на ВДНХ СССР его работы 13 раз отмечались медалями. Академик А. А. Поляков ветеран партии и награжден юбилейным значком.
Он деятелен и сегодня. И дом его полон благодарной молодежи, приезжающей к академику из многих стран мира за опытом и знаниями, которыми он охотно с ней делится.
— Анисим Александрович, с высоты прожитых Вами лет, из опыта жизни, что бы вы хотели пожелать тем, кто сегодня движет науку, кто стоит у ее начала? — задал последний вопрос профессору.
— Смелости и в науке, и в жизни,— не задумываясь ответил он и, подумав, повторил,— именно смелости творческой и человеческой, они неотделимы и вместе могут и дадут главный жизненный импульс.
Это жизненное кредо ученого, им он руководствовался всегда как человек неравнодушный, причастный ко всему, что связано с его жизнью и деятельностью в науке и обществе.
ф. НИКИТЕНКОВ, корреспондент
Вас также заинтересует это:
Comments (0)
Комментариев нет
Нет комментариев.