09.08.2016
Энтосоматические органы
Рубрика: ЭволюцияАвтор: admin
Половая система.
Гонады моногеней, повидимому, без особых натяжек можно производить от схемы половой системы, весьма распространенной у Rhabdocoela, а именно женскую систему следует производить от трех гонад, одна из которых представляет яичник, а две прочих — желточники.
Олигомеризации в женской системе подвергаются желточники, которые иногда сливаются воедино, хотя и сохраняют парные желточные протоки.
У Diplozoon paradoxum сохраняется один желточник с единственным протоком.
Единственный, и притом сомнительный, пример полимеризации женских гонад представляет род Trivitellina у которого описывается один яичник и три желточника.
Однако наличие у этого тройного желточника единственного выводного протока заставляет думать, что у Trivitellina имеется скорее не три желточника, а один трехветвистый желточник.
Вопрос о множественности или ветвистости имеет существенное значение при рассмотрении случаев полимеризации. В самом деле, паренхиматозное строение тела, особенно в соединении с широким и сильно сплющенным телом, каким обладают многие плоские черви, предрасполагает многие органы к разветвлению.
У плоских паренхиматозных животных увеличение размеров органов происходит в одной плоскости, а именно в плоскости сплющивания.
При этом дорзовентральные мышцы или просто более плотные участки паренхимы способствуют тому, что разрастающиеся органы теряют цельнокрайность и становятся сначала лопастными, а потом более или менее сильно разветвленными.
Достаточно припомнить, как сильно отражается такая форма и структура тела на форме внутренних органов у печеночной двуустки: яичник, ветви кишечника, желточники, семенники, тем более протонефридии образуют сложную ветвистую систему типа оленьих рогов или даже более ярко выраженную. В таких случаях необходимо всегда присматриваться к тому, имеется ли перед нами ветвистость или истинная множественность органов.
Относительно первоначального количества семенников у моногеней Быховский определенно высказывается за прогрессирующую полимеризацию их, исходя из наличия единственного семенника у таких низших форм моногеней, как Dactylogyridae, с одной стороны, и Gyrodactylidae — с другой.
Однако он счи-чает возможным, что в большинстве случаев мы имеем дело не с полимеризацией органов — чаще всего семенники представляют фолликулярную массу, а отдельных протоков каждый семенник не имеет.
Фурман (1928) тоже признает процесс полимеризации семенников для большинства моногеней, но исходным для них числом считает парный семенник. Быховский считает, что Фурман в данном случае ошибается, будучи увлечен сравнением моногеней с дигенетическими сосальщиками, у которых основным для семенников числом является два.
Отметим, наконец, для женской половой системы моногеней, что у некоторых видов их, обладающих парным влагалищем, последнее сливается своими концевыми отделами в непарный влагалищный проток — олигомеризация влагалищных отверстий.
Резюмируя все сказанное о Monogenoidea, мы получаем следующее впечатление. Органы внешней среды обнаруживают, как всегда, многочисленные примеры множественной закладки, с одной стороны, и олигомеризации — с другой.
Путем олигомеризации, очевидно, получились из множественных кожных шипиков эмбриональные крючки, а из одноклеточных железок сплошная оторочка головных желез, распавшаяся позднее на отдельные пучки желез.
Олигомеризация уничтожает последние 2—6 клапанных присосок некоторых Octocotylidae и часть мелких клапанов асимметрично устроенных Microcotylidae.
Совершенно особый способ олигомеризации наблюдается у тех микрокотилид, у которых задняя часть прикрепительного диска вместе с 6 эмбриональными крючками отшнуровывается от тела посредством автотомии.
У части Monogenoidea эмбриональные крючки проделывают процесс олигомеризации, используя явления смены функций. Срединные крючки в ряде случаев полимеризуются, но и то у ряда форм наблюдается тенденция к уменьшению их числа от 4 до 3. Интересная асимметричная олигомеризация прикрепительных клапанов происходит также у части Microcotylidae.
Олигомеризуются, но посредством слияния, иногда и глаза.
Напротив того, олигомеризация внутренних органов, а именно половой системы, наблюдается у моногеней лишь в редких случаях (утрата одного желточника у некоторых видов, изредка слияние двух влагалищных протоков).
Вероятно, у большинства моногеней эволюция числа семенников следовала по пути полимеризации, возможные причины которой объяснены выше.
Заслуживает внимания большая стойкость числа некоторых образований: такова стабильность числа эмбриональных крючков, частое наличие одного яичника и двух желточников, строго зафиксированное число мужских копулятивных органов (один орган у всех моногеней).
Можно думать, что эти органы, весьма изменчивые у Acoela и Rhabdocoela, у моногеней отлились в строго зафиксированную форму, в которой и удержались у всей данной группы.
Вас также заинтересует это:
Comments (0)
Комментариев нет
Нет комментариев.