24.05.2015
САНГВИНИКОЛЕЗ КАРПОВ
Рубрика: РыбоводствоАвтор: admin
А. Н. ГЕРМАН, Е. А. ЗОЗУЛЯ, ветеринарные врачи
Республиканская ветеринарная лаборатория Украинской ССР Г. Е. СУХЕНКОВ
Украинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства
Возбудитель сангвиниколеза карпов — дигенетический сосальщик Sanquinicola inermis обнаружен во многих водоемах Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР и центральных районов РСФСР. В некоторых хозяйствах эта болезнь сопровождается массовым поражением и гибелью прудовых рыб.
Многими исследователями в основном выяснена биология возбудителя, разработаны диагностика, борьба и профилактика болезни. Однако в практике еще нередко допускают ошибки при установлении диагноза.
Потери, вызываемые сангвиниколезом, в некоторых хозяйствах относят за счет бранхиомикоза, краснухи и других болезней рыб, поэтому и оздоровительные мероприятия проводят неправильно.
Сангвиниколез мы обнаружили в июне 1963 г. в нагульных прудах Бобрицкого рыбхоза. Киевской области. Количество пораженных рыб достигало 70%. Болезнь протекала с признаками, напоминающими бранхиомикоз, и характеризовалась сильным поражением жабр, которые у больных рыб кровоточили, имели бледно-серую окраску с отдельными участками темно-вишневого цвета.
Края жабр у большинства рыб были омертвевшими, покрыты грязно-зеленым слоем распавшихся тканей и разросшегося мицелия сапрофитных грибов.
В июле этого же года возбудитель сангвиниколеза был найден нами на рыбах из прудов Конотопского рыбхоза, Сумской области, и Антонинского рыбхоза имени Дзержинского, Хмельницкой области.
В этих хозяйствах в июне также отмечалось заболевание карпов с признаками поражения жабр. Болезнь сопровождалась огромной гибелью рыб, причем в Конотопском рыбхозе погибло 60 тысяч карпов-двухлетков и более двух тысяч сеголетков.
Работники этих хозяйств утверждали, что подобное заболевание рыб регистрируется ими ежегодно и раньше всегда диагностировалось как бранхиомикоз карпов.
В специальной литературе указано, что при сангвиниколезе жабры поражаются в основном у сеголетков карпов, а рыбы старших возрастов переболевают с признаками брюшной водянки, орошения чешуи и пучеглазия.
Наши наблюдения показали, что как у сеголетков, так и у двухлетков карпов преимущественно поражаются жабры. Брюшная водянка, орошение чешуи и пучеглазие в обеих возрастных группах отмечены лишь у отдельных рыб.
Цикл развития паразита, пути заражения и патогенез болезни сводятся в основном к следующему. Взрослый гельминт, достигший в длину 1 мм, обитает в кровеносных сосудах рыб, главным образом в аорте, аортальной луковице и жаберных артериях.
Паразит откладывает яйца, имеющие характерную форму треугольника с закругленными углами.
С током крови они заносятся в капиллярную сеть жабр, почек и других органов, вызывая закупорку кровеносных сосудов.
Отдельные жаберные лепестки и целые участки жабр вследствие расстройства кровообращения омертвевают. Нарушение почечного кровообращения сопровождается брюшной водянкой, орошением чешуи и пучеглазием.
ИЗ созревших яиц выходят личинки — мироцидии. Обладая высокой подвижностью, они активно проникают в окружающую среду — воду, отыскивают промежуточных хозяев — брюхоногих моллюсков, внедряются в их тело, достигают печени, где и превращаются в спороцисту, в которой развивается следующее поколение паразита — редии, а затем церкарии.
Для дальнейшего развития церкарии покидают моллюсков. Обладая такой же высокой подвижностью, как и мирацидии, они отыскивают окончательного хозяина и активно через кожу или жабры проникают в кровеносную систему карпов, где затем и достигают половой зрелости (рис.).
Диагностика сангвиниколеза карпов основывается на характерных клинических признаках болезни — разрушений жаберного аппарата и микроскопическом исследовании жабер на наличие яиц или личинок паразита — мирацидиев.
Однако мы убедились, что яйца гельминтов, а также мирацидиев можно обнаружить не у всех больных рыб, что, видимо, и является причиной ошибок при диагностике сангвиниколеза.
У некоторых рыб мы находили огромное скопление личинок (до 80 экземпляров в поле зрения микроскопа при малом увеличении) и почти полное отсутствие яиц гельминта.
Личинки паразита — мирацидии, если только они есть в жабрах, микроскопически можно обнаружить сравнительно легко. Они отличаются большой подвижностью и наличием хорошо заметного черного пятнышка внутри прозрачного тела.
Исследуя жабры больных рыб из прудов Бобрицкого рыбхоза в конце вспышки сангвиниколеза, то есть 5 июля, мы уже не могли найти ни у одной рыбы ни личинок паразита, ни яиц, хотя клинические Признаки болезни еще сохранялись.
Из приведенных наблюдений можно сделать вывод, что яйца гельминта созревают, а личинки выходят в окружающую среду в определенный, сравнительно короткий промежуток времени, после которого микроскопическим исследованием жабр больных рыб яйца и личинки паразитов или не обнаруживают или находят лишь в единичных экземплярах.
С этого времени у рыб, оставшихся в живых, жабры очищаются от омертвевших тканей и грибка и наступает постепенное выздоровление.
Цикл развития Sanguinicola inermis: а — яйца; б — мирацидий; в — моллюск Limnaca stagnalis (первый промежуточный хозяин); г — церкария; д — карп (окончательный хозяин); е — половозрелый гельминт.
(Из «Определителя паразитов пресноводных рыб СССР», изд. Академии наук СССР, 1962 г.).
А. К. Щербина, касаясь диагностики бранхиомикоза, допускает возможность установления диагноза при этой болезни по одним клиническим признакам. Однако мы считаем, что диагностика бранхиомикоза, основанная только на учете одних клинических признаков болезни, ненадежна и способствует лишь увеличению количества диагностических ошибок.
Большое сходство клинических проявлений бранхиомикоза и сангвиниколеза, одинаковая сезонность и продолжительность вспышек обеих болезней, а также трудности обнаружения яиц или личинок Saпguinicola inermis в отдельные периоды болезни требуют для окончательного диагноза обязательного микроскопического исследования жабр больных рыб и обнаружения возбудителей болезни — грибка бранхиомицеса или сангвиниколы.
Отсутствие грибка — возбудителя бранхиомикоза должно вызывать самые серьезные подозрения на сангвиниколез и необходимость тщательного исследования его возбудителя. При этом обнаружение даже единичных яиц или личинок Sanquinicola inermis тетив может служить основанием для постановки диагноза на сангвиниколез.
Необходимо также отметить, что яйца сангвиниколы хорошо сохраняются при консервировании рыб раствором формалина. Это позволяет собирать патологический материал для исследования в ветеринарных лабораториях.
Вас также заинтересует это:
Comments (0)
Комментариев нет
Нет комментариев.