11.01.2015
Понятие вид растения
Рубрика: ФлораАвтор: admin
Это самое общее определение вида, применимое как к бипарентальным, так и к унипарентальным организмам, как к популяционным, так и к клональным образованиям.
Для систематики такие категории, как «биологический вид», «микровид» (жорда-нон) или «полувид» излишни и в таксономической иерархии им нет места. Следует также помнить, что понятия, как «сингамеон», «экотип», «климатип», «биотип», «изореагент» и прочие, используемые в генетических и генэкологических исследованиях, также нельзя считать таксономическими категориями.
Наибольшие сомнения вызывают виды у облигатно-самоопыляющихся и агамных растений. Всем известны неимоверные трудности, с которыми сталкиваются систематики, изучающие виды ястребинки (Hieracium) или одуванчика (Taraxacum). Но трудности здесь скорее технические, чем принципиальные.
Используя различные современные методы систематики, включая молекулярно-биологические, и изучая объекты в природе и на экспериментальных делянках, опытный систематик почти всегда установит естественные пределы (границы) вида, его объем и- связи с родственными видами.
Поэтому, вопреки мнению Гранта (и многих других авторов), здесь вполне возможно объединить близкородственные «жорданоны» в настоящие линнеевские виды.
Несколько слов об употреблении Грантом таксономической номенклатуры. Он не учитывает одного важного различия двух международных кодексов номенклатуры — ботанического и зоологического.
Грант не следует этому обязательному правилу и постоянно употребляет триноминальные названия без указания ранга внутривидового таксона (например, Gilia сапа speciosa). Неясно, каков таксономический ранг третьего члена.
Последняя глава книги Гранта «Вид и макроэволюция» содержит ряд положений. Но так как предисловие —не самое подходящее место для полемики, то я позволю себе отослать читателя, интересующегося этими вопросами, к моей статье о макроэволюции в мире растений, опубликованной в 1983 г.
В заключение я хотел бы сказать о почти полном отсутствии ссылок на русскую литературу в книге Гранта. Давно прошли те времена, когда западному ученому можно было более или менее обойтись без ссылок на русскую литературу.
Положение резко изменилось уже в первые десятилетия нашего века, а в настоящее время любой ученый просто обязан знать важнейшие советские работы по своей специальности. Некоторые видные западные ученые, например крупнейшие американские ботаники Л. Дж. Стеббинс и А. Кронквист, давно это поняли и успешно пользуются русской литературой, добросовестно ссылаясь на важнейшие работы.
И все же, несмотря на эти, а возможно, и некоторые другие недостатки, выход в свет книги Гранта представляет собой крупное событие в ботанической литературе.
Я уверен, что публикация на русском языке насыщенной фактами и оригинальной по построению книги Гранта принесет большую пользу ботаникам-систематикам, экологам, цитогенетикам, а также растениеводам и селекционерам и стимулирует исследования в этих направлениях.
А. Л. Тахтаджян
Вас также заинтересует это:
Comments (0)
Комментариев нет
Нет комментариев.