09.01.2015
Где находится Лапландия — есть ответ
Рубрика: ФлораАвтор: admin
Холодная зона
Если сопоставить две местности, находящиеся на высоте, выраженной в одном и том же количестве метров, но под различной широтой, как например Париж и Упсала, или Лондон и Умео в Лапландии, то окажется, что разница в зимах у этих мест большая, чем в лете.
Отсюда происходит и то, что в холодной зоне и деревья с опадающими листьями, растущие только одно лето, по большей сящееся к физиологии растений: растения знойного , климата, например, очень сильно подвергаются влиянию малейшей перемены в температуре, равным образом и холод, который они испытывают на вершинах Анд, для них гораздо опаснее, чем для растений зон умеренной и холодной, в которых летняя температура колеблется между 15—18°.
Где находится ЛАПЛАНДИЯ?
Точные координаты: (67 1/2—70° с. ш.)
Нижняя граница вечных снегов—1 072 метра над морской границей.
Растительность Лапландии:
Верхняя граница рододендрона Rhododendron laponicum—936 метров; карликовой березы Betula nana—838 метров; ив Salix herbaсеа, S. lanata и S. reticulata—582—780 метров, березы Betula alba— 546 метров, сосны Pinus sylvestris—292 метра**.
Вообще на расстоянии в 640 метров от линии вечных снегов совершенно отсутствует**** береза Betula alba, кроме разве немногих защищенных мест*****.
Береза Betula alba настоятельно требует, чтобы средняя годовая температура была не ниже—2°,7, сосна Pinus sylvestris—но ниже —0°,6; пихта Pinus Abies не ниже +2°******. Вообще в Лапландии совершенно не встречается дуб (Quercus), который однако в Норвегии иногда переходит и за 63° с. ш.
По направлению к востоку, где зимний холод возрастает до невероятных размеров, в Ингерманландии и в Финляндии дуб не растет севернее 60—61° с. ш., а в России в Пермской губернии*******— севернее 57,5°. Ель, которая в Лапландии достигает 67-й параллели, никогда не встречается в Шотландии.
В Лапландии же не растут Pinus picea и Pinus Larix, которые, однако, в очень холодной Сибири встречаются севернее и восточнее. Я полагаю, что никак нельзя считать причиной этого зимнюю температуру.
* Wahienberg, Flor. Lap., p. XXXV. Под 67,5° с. ш., на горе Содре Сулититьельма, на высоте в 1 072 метра Валенбергом были найдены вечные снега. На такой же высоте они были найдены Леопольдом Бухом близ Тальвига под 70° с. ш. (Reise nach Lapland, t. II, p. 133).
Установлено, что под одной и той же широтой вдоль берегов Лапландии граница вечных снегов спускается значительно меньше, чем на крайнем севере Норвегии. Так на берегу под 71,5° с. ш. снега находятся на высоте 714 метров, тогда как во внутренних областях Лапландии под 66,5° широты на высоте 1 326 метров.
** Под 68,5° по указанию Валенберга: береза (Betula alba)—585 метроя, сосна (Pinus sylv.)—390 метров, пихта (Pinus abies)—260 метров. Под 70° по указанию Буха: береза (Betula alba)—480 метров; сосна (Pinus sylv.)—243метра.
*** Область русской Лапландии на реке Муло. Перев.
Вообще, если в холодной зоне продвигаться по направлению из Швеции в Сибирь, к берегам Лены, то исчезают следующие деревья в таком порядке: дуб (Quercus) и орешник (Corylus), сосны (Pinus sylvestris, P. cembra), пихта (Pinus Abies), лиственница (P. Larix)*
Лапландские травы, растущие между границей вечных снегов и границей лапландского рододендрона, следующие:
Голубику—Vaccinium myrtillus и вереск—Erica vulgaris, которые в умеренной зоне, как например в Швейцарских Альпах, поднимаются до границ вечных снегов, в холодной зоне, на Лапландских горах, можно видеть не выше 390, самое большое 643 метра.
Уже раньше было установлено, с какой невероятной быстротой на крайнем севере, как-то в Лапладдии, Исландии, в прибрежной части Сибири и Гренландии, при первом веянии весны пробуждаются растения от долгого зимнего сна.
Причину этого обстоятельства легко найти, если сравнить среднюю температуру отдельных месяцев в различных зонах. Между широтами, под которыми лежат Рим и Стокгольм, разница средней месячной температуры всюду, как на равнинах, так и на высотах Сен-Готарда, равняется от 5 до 7°.
Это потому, что бывают, вплоть до 60° с. ш., такие месяцы, следующие попеременно за другими, разница между которыми оказывается максимальной.
Насколько же больший эффект должно произвести нарастающее тепло на растения в таких местах, в которых не так, как в Стокгольме или на Сен-Готарде,—где при средней температуре в 3° май к апрельской температуре придает 5—7°, а в таких местах, где, как в Риме, эта прибавка идет к средней месячной в апреле в 12°,7.
По этой же самой причине** мы сами, переходя из тени в озарен-лые солнцем места, ощущаем гораздо сильнее тепло зимой, нежели летом, хотя и в то и в другое время года абсолютная разница температур как в тени так и на солнце бывает одна и та же, т. е. З—4 градуса.
По направлению к полярному кругу разница между средней месячной температурой в мае и апреле делается даже большей, до такой степени, что, как, например, в Дронтгейме она достигает от 8° до 9° и (что надо особенно заметить) в такой же пропорции тепло нарастает до июня***.
Теплота почвы как на равнинах на крайнем севере, так и на более высоких горах в умеренном климате, по утверждению Буха и Валенберга*, наблюдается на 3 или 4 градуса большей*, чем температура воздуха. Это обстоятельство, без сомненья, очень много содействует быстроте, с которой весной по мере приближения к полюсу все зеленеет.
Температура воздуха и почвы также уже и потому не может быть одинаковой, что снега, покрывающие поля и горы, с одной стороны, плохие проводники тепла, с другой, служат препятствием к тому, чтобы земля восприняла всю силу зимнего холода; кроме того глубины морей, которые вследствие особенностей в весе воды повсюду имеют температуру от 4° до 5°, под полярным кругом оказывают благоприятное влияние и согревают землю, а под тропиками охлаждают.
Теперь, после того как мы изучили в трех зонах: тропической, умеренной и холодной виды растений, их местоположение, а также температуру окружающего их воздуха и почвы, соединим в одной таблице в последовательном порядке наиболее заслуживающее запоминания.
В состоянии атмосферы близ границы вечных снегов в этих трех зонах наблюдается очень большая разница, вследствие чего и Бугер и многие современные физики неправильно утверждают, что температура воздуха близ вечных снегов одинакова во всех областях. Так например, эта температура летом под полярным кругом почти в шесть раз больше, чем под экватором; оттого деревья здесь растут на меньшем расстоянии от границы вечного снега.
В тропических областях, на высоте 4 717 метров над уровнем -моря, хребты гор постоянно бывают под снегом, солнце показывается редко, небо облачно и воздух подвержен частым переменам; ночи равны дням; снега тают понемногу и оттого на возвышенностях, покрытых кульцитией, эспелетией и другими альпийскими травами, наблюдается наивысшая сухость.
В Швейцарских Альпах в средне-умеренной зоне на высоте 2 671 метра, на границе вечных снегов, где растут Draba aizoides, Soldanella alpina и Pedicularis rostrata, погода также непостоянна.
На высоте 1 905 метров почти всякий месяц идет снег, но летние дни длиннее, чем ночи, поэтому снега, растопленные солнечным теплом, орошают богатейшие пастбища, обильно покрытые злаками.
Вас также заинтересует это:
Comments (0)
Комментариев нет
Нет комментариев.